Перспективные пути развития экономики Воронежской области как нового транспортно-логистического центра

 

 

Глобализация, специфика географического размещения, а также экспортная сырьевая направленность Центрально-Черноземного региона требуют решения в ближайшие годы проблем транспортной отрасли. Должна быть поставлена задача создания региональной транспортно-логистической системы, которая смогла бы обеспечить низкие транспортные издержки и хороший уровень логистического сервиса. Создание РТЛС в Центральном округе должно строиться на современном логистическом фундаменте.
Объективными условиями создания РТЛС являются выгодное геополитическое положение Воронежской области, большой объем импортно-экспортных потоков, достаточно высокий потребительский спрос. Воронежская область — один из наиболее крупных субъектов РФ в составе Центрального федерального округа после Московской области по территории, численности населения, а также экономическому потенциалу. Пересечение направлений транспортных коридоров «Север — Юг» и «Запад — Восток», крупных транспортных узлов — железнодорожных и автомагистралей, речных портов, аэропорта, дает все предпосылки для создания крупного межрегионального транспортно-логистического распределительного центра.
Приоритетными направлениями транспортно-логистической системы региона является обслуживание: 1) импортных грузопотоков, поступающих из Москвы, Санкт-Петербурга и порта г. Новороссийск для потребления в субъектах Центрального федерального округа; 2) экспортных грузопотоков субъектов Центрального федерального округа, в том числе перевозимых морским транспортом из порта г. Новороссийск; 3) импортно-экспортных грузопотоков из Украины, а в перспективе из Казахстана Китая, следующих по маршруту международного транспортного коридора «Запад — Восток»: Украина — Курск — Воронеж — Борисоглебск — Саратов — Казахстан — Китай; 4) межрегиональных перевозок.
Эффективность функционирования транспортно-логистической системы региона зависит от:
рационального размещения мультимодального транспортно-логистического центра, предназначенных для консолидации и расконсолидации грузопотоков,
построения сети региональных логистических центров.
использования современных моделей управления логистической сетью региона.
Развитие сети автомобильных дорог и транспортной инфраструктуры
Консолидация участников рынка — один из способов обойти узкие места в логистической цепочке. Так, недавно в Воронеже начала действовать межрегиональная ассоциация логистов, ставящая своей целью объединение усилий логистических компаний и их потребителей для формирования стандартов качества работы и четкого планирования логистической инфраструктуры. Создание ассоциации поможет решить многие проблемы регионального рынка, такие как фрагментарность. Именно по этой причине в логистической цепочке оказываются слабые звенья, нарушающие основу основ данного бизнеса — оптимизацию затрат на всех уровнях. Появление единой бизнес-площадки позволит всем участникам рынка — транспортно-экспедиционным компаниям, логистическим операторам, страховщикам, транспортным аутсорсерам — взаимодействовать в интересах бизнеса на порядок эффективнее.
Важной причиной укрупнения рынка является то, что региональная логистика становится весьма привлекательным объектом для инвестиций. Москва, будучи крупным распределительным центром с развитой инфраструктурой, оказалась фактически «заложницей» своих преимуществ и испытывает серьезные «перенагрузки». Взять на себя часть логистических — а значит, и финансовых — потоков регионам вполне по силам. Воронеж, серьезно «недополучающий» дивидендов от своего выигрышного географического положения, конечно, должен включиться в эту борьбу. И, очевидно, бороться за сферы влияния в данном случае можно только сообща. Правда, помимо экономических факторов, на ситуации скажется влияние и региональных политических элит.
Для того чтобы организовать качественную, а самое главное эффективную работу с международными транзитными, экспортными и импортными грузами, а также межрегиональными, местными грузопотоками необходимо создание мультимодального транспортно-логистического центра в регионе. Поэтому критериями выбора месторасположения мультимодального транспортно-логистического центра будут следующие: а) уровень социально-экономического развития региона; б) концентрация крупных грузопотоков (региональных, межрегиональных, транзитных); в) расположение на пересечение транспортных коридоров; г) уровень развития транспортной, складской, логистической инфраструктуры; д) возможность обслуживания нескольких видов транспорта.
Исходя из вышесказанного, в Воронеже необходимо создать мультимодальный логистический центр в виде кластера, включающего в себя три комплекса, осуществляющие логистические функции с грузами перевозимыми автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом по стратегическим направлениям движения грузов ( Север-Юг, Запад-Восток).
Региональные логистические центры необходимо расположить на территории тех городов Воронежской области, которые также будут соответствовать критериям выбора месторасположения логистического центра. При детальном исследовании инфраструктуры Воронежской области определились наиболее перспективные города — это Россошь, Борисоглебск, Лиски.

ВЫВОДЫ:

В результате создания межрегионального логистического центра в Воронежской области ожидается:
— повышение инвестиционной привлекательности региона;
— развитие экономики региона по инновационному варианту;
— снижение транспортно-логистических издержек;
— развитие рынка транспортно-логистических услуг в Воронежской области;
создание новых рабочих мест.